Radiohobby Forum

Интернет конференция журнала "Радиохобби"

Вы не вошли.

Объявление

Подписка на новые материалы от Николая Сухова - ролики, схемы, модели, онлайн конференции, консультации, чат.

Внимание! Почта в доменах Яндекс и Mail.ru не будет работать в профилях форумчан, из-за введённых правительством Украины санкций против этих компаний. Всем, кто ранее использовал подобную почту, для сохранения прежней функциональности форума, рекомендуется её поменять.

Огромная просьба, заливать тематические картинки и файлы в личные файловые каталоги на форуме, чтобы они не потерялись, со временем!

Ссылка "Загрузки" находится справа внизу формы набора сообщения.

Подписка на журнал "Радиохобби" прекращена. Подробности. Форум же - продолжает свою работу.

#1 31.01.2004 05:53:33

adsh
Реалист
Откуда: Киев
Здесь с 16.01.2004
Сообщений: 4,752
Сайт

Насущные вопросы аудиофила.

Зашёл я на сайт одного из участников форума - Евгения. И нашёл там интересную подборку вопросов.

Попытаюсь дать ответ прямо на форуме, поскольку, именно такие вопросы занимали меня лет 10-15 назад smile.

Если что не так - поправьте меня...

И так - по порядку:

Говорят что в усилителях записи делают подъём низших звуковых частот на 4-8 db, а в усилителях воспроизведения - соответствующий спад. За то, в профессиональной аппаратуре, этой коррекции, вроде, нет. Это, что - разные стандарты? Поясните, пожалуйста, что к чему.

Это зависит от конкретной головки и скорости записи. Этим подъёмом компенсируют как конструктивные потери головок на НЧ, так и потери из-за "недоподмагничивания".

В УВ делают подъём на НЧ (около 20 Дб), а не спад, плавный спад на ВЧ, и - маленький резонансик на самых ВЧ.

В усилителях записи, коррекция АЧХ на высших звуковых частотах (~15-20 кГц) составляет, обычно, 15-25 Дб. Так же, отдельно говорится о (фиксированном) подмагничивании, которое настраивается (насколько я понимаю) как компромисс между уровнями и нелинейными искажениями, соответственно, на высоких и низких звуковых частотах. Но, из каких соображений, и по каким критериям, всё таки, выбирается коррекция АЧХ усилителя записи?

Причина такого ВЧ подъёма в УЗ - волновые потери на ВЧ, из-за подмагничивания и неидеальных головок. Их нужно компенсировать.

В книге Николая Сухова "АТЛАС АУДИОКАССЕТ от AGFA до YASHIMI" стр.239, говорится, что, с адаптивным подмагничиванием и повышенным начальным током подмагничивания, глубина высокочастотной предкоррекции тока записи должна быть больше! Это, из-за повышенного начального тока подмагничивания? Но, ведь, САДП на высоких частотах выравнивает чувствительность ленты! Или я совсем нечего не понимаю!

Кстати, на какой частоте нужно настраивать максимальный ток подмагничивания (если я правильно понял по максимальной отдаче ленты на этой частоте) 20 - 30 Гц, или выше?

В этой ситуации хотят достич максимума отдачи / минимума искажений на НЧ. При этом, нужно сильно задирать АЧХ УЗ на ВЧ из-за высокого уровня подмагничивания. САДП при малых уровнях _почти_ не действует (< - ~20-30 Дб).

Нужно крутить подмагничивание и смотреть отдачу ленты на НЧ спектроанализатором (например, Spectralab - программа - спектроанализатор, измеритель искажений, генератор. Всё в одном. www.soundtechnology.com/). Нельзя с ходу сказать - на какой именно частоте. Форма кривой АЧХ на НЧ зависит от УЗ, УВ и головки.

О каких ноу-хау идёт речь? "АТЛАС АУДИОКАССЕТ" стр.208-209. Я не собираюсь использовать "САДП" в коммерческих целях! А просто хочу сделать себе высококачественный магнитофон! Я что, для этого тоже должен приобретать лицензию? (кстати, неизвестно по каким ценам и условиям). Для чего тогда в книге и в журнале приводятся описания САДП?

САДП / СДП бесплатны для частного некоммерческого использования. Если хочется тиражировать записи на продажу - плати бабки. Ноу-хау - это тонкости конкретной реализации / настройки (техподдержка).

В выше упомянутой книге, на стр.216 написано, что, Николаем Суховым изобретены устройства магнитной записи с мгновенной модуляцией подмагничивания, хотелось бы почитать о них и может быть изготовить. Если они есть в каком ни будь издании - сообщите в каких, и как их можно приобрести. Также хотелось бы приобрести следующую литературу упомянутую в Этой книге:
"Схемотехника звуковоспроизведения"
"АТЛАС АУДИОКАССЕТ " - второе издание.
А так же Даниленко Б. П., Манкевич И. И. "ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ И ЗАРУБЕЖНЫЕ МАГНИТОФОНЫ: СХЕМЫ, РЕМОНТ. СПРАВОЧНОЕ ПОСОБИЕ"

Это - к Николаю smile.

В журнале "Радиохобби " 1/98 стр.41, есть описание САДП (Е. Лукин, Донецк). Хотелось бы узнатьваше мнение по этому устройству. (Первое, что мне бросилось в глаза - это однополупериодный (!) детектор сигнала управления подмагничиванием). Кстати, схема САДП в книге, имеет тот же, на мой взгляд, недостаток! которого нет в СДП-2, а её недостатки уже описывались в некоторой литературе (управление подмагничиванием суммарным сигналом обоих стерео каналов и паразитная модуляция тока стирания, в такт с сигналом управления, что проявляется в низкочастотных призвуках). Отличаются АЧХ ФНЧ и следующего за ним ОУ, книжного варианта, и варианта Лукина. Какой вариант более приемлемый?

Там - не важно какой детектор - всё охвачено ООС. Выпрямленное напряжение потом, всё равно, сглаживается и усредняется RC цепью на выходе.

Думаю - Николай объяснит точнее.

Я записал с _тщательно_ настроенной СДП-2 кассет 200. И никаких призвуков или плохого стирания не обнаружил. Никто не мешает поставить ток стирания, как для ленты, на основе CrO2, и пользоваться им и для ленты, на основе Fe2O3 smile. Кроме того - есть некая предельная нижняя величина, ниже которой напряжение на ГС не опускается (читай описание СДП-2).

Что касается ["Радиоежегодник-89" стр.103 цитата: "Для "СДП" омечалась неустойчивость эеспертиз; при различных музыкальных фрагментах, оценки были разные (возможно, частично это можно объяснить ошибками обработки суммарного сигнала двух каналов. <...> Были отмечены также низкочастотные призвуки, присутствующие в фонограммах с СДП, при сольном исполнении на ударных инструментах типа тарелок, трензеля, литавр и др. с большим уровнем. Призвук сопровождал каждый удар по инструменту."], то я могу это связать лишь с кривой настройкой СДП. Поищи в старых "Радиоаматорах" - была статья Сухова о кривом введении СДП-2 в Маяк-242. Были те же симптомы.

По поводу статьи "САДП - совместимый усилитель записи" - "Радиоаматор" 9/95 стр. 8-10. Нельзя ли заменить ОУ 157УД2,3 на КР1408УД1, или может быть 1040УД1,2 с соответствующим увеличением питания, или ещё какие ни будь Высоковольтные ОУ? А вообще схема то хорошая но, 20-ти килоомный резистор, последовательно с головкой, выглядит нелепо, кстати зачем его вообще ставить? Чтобы ток записи не зависел от сопротивления головки при изменении частоты? Так для этого нужно делать активный стабилизатор тока, а не ставить резистор, он только уменьшает влияние изменения сопротивления головки от частоты, но не стабилизирует его полностью (для этого надо сопротивление резистора делать очень большим, и соответственно увеличивать напряжение на выходе УЗ до небезопасных значений!). Может быть лучше сделать выход УЗ по схеме генератора тока! Как, например, "РАДИО 2/90" стр.72-73. Я, именно её, и собираюсь себе делать, кстати прокомментируйте её пожалуйста! Например какие регулировки надо будет проводить при замене головки? По моему, только подмагничивание.


ОУ КР1408УДХХ лучше вообще не использовать в звуке (они разрабатывались для чего угодно, только не для звука. Отсюда - шумы, искажения, работа выходного каскада в режиме В). 157УД2/3 - очень оригинальный ОУ (малые шумы, выходной каскад работает в режиме АВ, очень низкие искажения). Резистор нужно ставить для стабилизации. Если прикинуть сопротивление головки и снять АЧХ - видно, что стабилизирует он очень неплохо. При включении двух ОУ мостом, запаса по выходу хватит с головой. Компенсируются ещё чётные гармоники. В Маяке-120, этот резистор равен 36Ком (3Д24.080) с одним ОУ. И пишет лучше, чем на 544УД1 в последних Маяках - 157УД2 имеет искажения около 0.1% без обратной связи, 544УД1 - около процента (данные взяты из статьи Митрофанова "Экономичный режим А в усилителях мощности", "Радио" за 85/86 г).

Что касается запаса Суховского УЗ по перегрузке на ВЧ (МЭК-1 - +1db, МЭК-2 - 0db) - высокие частоты уровнем выше, порядка, -6Дб (на частоте максимума подъёма УЗ) не встречаются в природе...

По поводу УЗ из "Радио" 2/90. Какие тут минусы / подводные камни. 544УД2 имеют выходной каскад, работающий в режиме В. Хотя - это легко исправить (соединить выход через резистор, сопротивлением, порядка, 15KОм, с любым из источников питания). Но - самый большой сюрприз ждёт при настройке. Для нормальной работы того УЗ - генератора тока, нужен фильтр пробка, с очень высокой добротностью (очень узкая полоса резонанса). А, в обычном генераторе, эта частота немного плавает smile. А в Суховском, если юзать только ленты, на основе Fe2O3, - можно вообще не ставить фильтр пробку...

Кстати - в "Радиохобби" 5/98 была приведена схема УЗ Е. Лукина, как раз по схеме генератора тока, на 157УД2.

Как вы относитесь к идее автоматической настройке подмагничивания, например "РАДИО" 10/82 стр.42-47, 1/83 стр. 28-29. Может быть, есть разработки этого устройства на более современной элементной базе, не импортной! Или, какие либо усовершенствования. Можно ли ставить такую систему в высококачественный магнитофон? Или у неё есть какие нибудь недостатки?

Не читал - не знаю. В наше время проще купить партию железной (Fe2O3) ленты BASF, настроить на неё один раз спектралабом и получать удовольствие smile...


Саша

Вне форума

#2 03.02.2004 21:16:52

Марцис
Участник
Откуда: Рига-Саласпилс
Здесь с 28.01.2004
Сообщений: 82

Re: Насущные вопросы аудиофила.

Цитата:

"Говорят что в усилителях записи делают подъём низших звуковых частот на 4-8 db, а в усилителях воспроизведения - соответствующий спад. За то, в профессиональной аппаратуре, этой коррекции, вроде, нет. Это, что - разные стандарты? Поясните, пожалуйста, что к чему.

Это зависит от конкретной головки и скорости записи. Этим подъёмом компенсируют как конструктивные потери головок на НЧ, так и потери из-за "недоподмагничивания".

В УВ делают подъём на НЧ (около 20 Дб), а не спад, плавный спад на ВЧ, и - маленький резонансик на самых ВЧ"

Разные стандарты. "тау"-2 в профессиональной аппаратуре равен бесконечности, т.е. подьема при записи нет. В бытовой (consumer) - 3180 микросекунд - некоторый подьем. Это стандарт, каким должен быть магнитный поток на ленте. А потери компенсируются/регулируются при настройке и к стандарту отношения не имеют.

P.S. по-моему, когда-то на кассету был стандарт 1590 микросекунд, но, наверное, очень давно.

Отредактировано Марцис (03.02.2004 21:19:31)

Вне форума

#3 03.02.2004 21:48:56

adsh
Реалист
Откуда: Киев
Здесь с 16.01.2004
Сообщений: 4,752
Сайт

Re: Насущные вопросы аудиофила.

Марцис пишет:

P.S. по-моему, когда-то на кассету был стандарт 1590 микросекунд, но, наверное, очень давно.

Я помню - в 80 годы был стандарт 2700 мкс.


Саша

Вне форума

#4 03.03.2004 04:19:41

Евгений
Я
Откуда: Херсон
Здесь с 26.01.2004
Сообщений: 421
Сайт

Re: Насущные вопросы аудиофила.

Интересно, "САДП" вроде бы изобрёл Сухов, но отвечать на вопросы по ней, он не имеет времени. Так как же мне её сделать, если компетентных ответов негде взять?
Только пожалуйста без обид!


Главное, иметь желание и интерес!

Вне форума

#5 03.03.2004 04:45:55

adsh
Реалист
Откуда: Киев
Здесь с 16.01.2004
Сообщений: 4,752
Сайт

Re: Насущные вопросы аудиофила.

А в чём, собственно, проблема то? Что _конкретно_ не работает?


Саша

Вне форума

#6 03.03.2004 04:55:10

Евгений
Я
Откуда: Херсон
Здесь с 26.01.2004
Сообщений: 421
Сайт

Re: Насущные вопросы аудиофила.

Не работает!? Я её ещё не сделал! А чтобы сделать, мне нужно получить компетентные ответы Николая Сухова. А вопросы вы сами сюда выставили, и я их ему уже отправлял два раза! Вот в этом и проблема!


Главное, иметь желание и интерес!

Вне форума

#7 03.03.2004 08:50:31

Николай Сухов
Главный редактор
Откуда: Киев
Здесь с 19.01.2004
Сообщений: 894
Сайт

Re: Насущные вопросы аудиофила.

Евгений, ВСЕ вопросы по САДП, как теоретические, так и практические, настолько подробно разжеваны в моих статьях и статьях Евгения Лукина (РХ 1/98), что надо иметь очень высокую степень криворукости, чтобы не повторить эту конструкцию по этим описаниям.

Вне форума

#8 03.03.2004 19:00:14

adsh
Реалист
Откуда: Киев
Здесь с 16.01.2004
Сообщений: 4,752
Сайт

Re: Насущные вопросы аудиофила.

Единственное, чего в этих статьях не хватает - печатных плат. Учитывая капризность САДП, в смысле наводок...

Я, в своё время, развёл плату под СДП-2, устанавливающуюся на место ГСП "Маяков" 120, 231-233. Генератор там на ХП2, детектор на ДА1. Если кому нужно - могу отсканировать и выложить. Разведено карандашом на миллиметровке...


Саша

Вне форума

#9 03.03.2004 19:05:19

Pyku_He_oTTyda
Ветеран
Откуда: г.Великие Луки
Здесь с 23.01.2004
Сообщений: 531

Re: Насущные вопросы аудиофила.

учитывая кучу программ, появшихся в последнее время, нужно обладать обалденной криворукостью, или ленью, гроничащей с шизофренией, что бы не развести печатную плату.


Андрей Смирнов

Вне форума

#10 03.03.2004 19:10:57

adsh
Реалист
Откуда: Киев
Здесь с 16.01.2004
Сообщений: 4,752
Сайт

Re: Насущные вопросы аудиофила.

Я разводил ручками, году в 93 smile...


Саша

Вне форума

Сейчас в этой теме пользователей: 0, гостей: 1
[Bot] ClaudeBot

Подвал форума

Под управлением FluxBB
Модифицировал Visman

[ Сгенерировано за 0.039 сек, 8 запросов выполнено - Использовано памяти: 658.51 Кбайт (Пик: 708.88 Кбайт) ]