1:
Вот, более-менее понятная преамбула процесса. (попытался собрать в кучу разрозненные наблюдения, на ИСТИНУ не претендую...)
У многих любителей музыки система состоит из нескольких блоков.
Блоки соединены меж собой межблочными кабелями.
Каждый блок (чаще всего) питается от собственного силового трансформатора (трансформаторов).
Первичные обмотки трансформаторов включены в сеть.
Суть.
Таким образом, мы имеем разветвленную систему питающих и сигнальных проводников, расположенную в пространстве.
Силовые трансформаторы имеют емкости: межобмоточную и емкость на корпус (на собственное железо).
Эти емкости дают сетевую (и кратную ей) наводку на корпусы блоков. Также по сетевому питанию приходит много некореллированных с сетевой частотой помех.
Известно, что при перемене фазы (перевороте вилки) сети звук системы меняется. Связано это (если не касаться эзотерических тонкостей) с изменением сетевых наводок на корпусы и схемы блоков. Уровень этих наводок с переворотом вилки меняется, порой весьма значительно.
Это изменение нетрудно измерить.
Включаем современный цифровой вольтметр (высокое входное сопротивление его обязательно) в режиме измерения переменного напряжения, одним щупом на нуль сети (предварительно находим фазоискателем), а вторым щупом на корпус блока (варианты: землю блока, железо силового трансформатора).
При этом блок отсоединён от других блоков (только силовой кабель включен) и включен в обычный рабочий режим.
Регулятор громкости (если это усилитель) лучше поставить в нуль.
Акустику от усилителя отключать не надо.
Измерив напряжение нуль-корпус, выключаем блок, переворачиваем вилку, вновь измеряем.
Есть разница?
То положение, в котором напряжение ниже, считаем "правильным".
Так фазируем все блоки по отдельности.
Теперь, при соединении их межблочными кабелями, по земляным проводникам последних будет протекать наименьший уравнивающий ток.
Последний абзац- логически верное(да и электрически) обоснование.
Но все, что хорошо и правильно в теории, на практике может дать другой результат.
В системах со многими компонентами, большим количеством трансов+ импульсных источников питания все гораздо сложнее.
Вот, "опыт предков" из сети и он имеет право на жизнь:
-В силовом трансформаторе первичная обмотка имеет начало и конец. Конец находится ближе к вторичным обмоткам. Фаза сети, как правило, имеет больше ВЧ грязи относительно земли, чем нулевой провод. Поэтому смена полярности вилки изменяет условия для проникновения ВЧ помех в тракт.
-Взаимная фазировка трансформаторов источника-приемника влияет на диаграмму направленности АС. Почему? Хрен его знает.
-Многие (но - не все) модели усилителей и плейеров сделаны правильно, с точки зрения электробезопасности - то есть - если включить сетевой шнур так, чтобы фаза и нейтраль оказались на проводах, помеченных на вилках соответствующими значками, то фаза попадает на начало сетевой обмотки сетевого трансформатора - то есть - близко к сердечнику и далеко от наружной поверхности этого трансформатора.
Получается минимальное проникновение фазового напряжения на корпус аудиокомпонента.
Но есть один неприятный эффект.
Если так включить и источник (плейер) и приёмник сигнала (усилитель), то возникнет вредная "земляная петля" :
- её "путь" : - нейтраль сети - конец сетевой обмотки трансформатора плейера - немалая ёмкость с внешнего слоя сетевой обмотки на вторичную обмотку - выпрямитель блока питания - земля плейера - земля межблочного кабеля - земля усилителя - блок питания усилителя - вторичная обмотка сетевого трансформатора усилителя - ёмкость на внешний слой сетевой обмотки этого трансформатора - нейтраль сети.
Как видите - петля замкнулась и начала принимать помехи и грязь ( генерируемые аудиокомпонентами искажения) и присоединять всё это к сигналу. Звук мертвеет, ухудшается.
Поэтому я включаю усилитель - правильно, а источник (плейер или транспорт + дак) - "неправильно" - чтобы нейтраль попала не на внешний слой сетевой обмотки, а - на внутренний, близко к сердечнику. Так разрывается паразитная земляная петля, звук оживает.
Нередко производители не соблюдают связь метки на сетевых шнурах с подключением к определённому выводу первичной обмотки сетевого трансформатора.
Поэтому - берём фазоискатель - отвёртку с неонкой и пробуем подключать источник и усилитель (отсоедините на это время все межблочники!), определяя, когда неонка светится сильнее при касании пробником (лезвием отвёртки) до земляного контакта исследуемого блока (например - земля разъёма RCA ("тюльпан")).
Если разница в свечении - чёткая. то подключаем усилитель в варианте с минимальной фазой на корпусе (неонка не светится), а источник - наоборот - с максимальной утечкой фазы, чтобы неонка светилась сильнее.
Если чувствительности отвёртки не хватает для конкретных утечек фазы, то я одной рукой берусь за батарею отопления (никому не советую - это - нарушение техники безопасности) или - меряя утечку на усилителе, другой рукой берусь за землю плеера ( тоже не слишком безопасно).
Задача - найти максимум разницы утечки фазы, чтобы неонка светилась и показывала, что источник с усилителем включены по разному - без земляной петли через сеть.
Насчёт вредного влияния петли - это гипотеза. Она родилась после многолетнего сбора наблюдений за звучанием при разной полярности подключения в сеть различных моделей плееров и усилителей. Если утечки так малы, что трудно определится - придётся слушать все варианты включения вилок в сетевые розетки. Лучше - когда музыка звучит "переживательно и душещипательно", то есть - передаются художественные образы, созданные музыкантами.
Пы.Сы. У некоторых моделей внешних звуковух(Аудига, например) на брюхе был переключатель- размыкатель "земляной петли"...
2:
1. Отключаем межблоки между УМ и тем, что перед ним, допустим, предом.
С преда снимаем пока и все, что заходит в него. Даем питание на оба девайса. Берем нормальный тестер, переключаем в режим вольтметра переменного напряжения. Чем отличается нормальный тестер от не очень, типа Ц20, стогривневых китайских цифровых мультиметров и пр. Высокоомностью входа своей измерительной части. Т.е. на нормальном мы увидим напряжение между несоединенными землями у-в, а простейшие всегда будут упорно показывать нули. Итак, щупы на экраны рца-шных разъемов преда (выход) и УМ (вход), руками не касаться ни одного из устройств, сопротивление тела и наводки с него ни к чему в измеряемой цепи. Намеряли, допустим, 25,7В. Выключаем пред, перебрасываем ему фазировку вилки, включаем, меряем. Предположим, стало 9,4. Оставляем в положении минимальной дельты, можно возвращать межблок между ними на место. Уравнивающий потенциалы устройств ток, неизбежно идущий через межблок и не имеющий никакого отношения к полезному сигналу, будет минимальным из двух возможных вариантов. Теперь, имея эквипотенциальный блок УМ+пред, дальше по такому же алгоритму подбираем к преду фазировку предыдущих устройств (источников, опять-таки, подбираемых по одному, или что там перед предом). Возможен варипнт, когда БП подключаемого у-ва выполнен идеально грамотно и смена фазировки не даст существенной разницы в измерениях (единицы милливольт). Вот тогда есть прямой смысл выбирать между вариантами именно на слух.
И последние пару мыслей относительно фазировки. Касаются выбора на слух в тех случаях, когда измерения дают паритет вариантов. Смена фазировки особенно наглядно влияет на два сразу легко слышимых и оцениваемых параметра - остроту локализации и ширину сцены. На что ориентироваться при выборе ? ИМХО таково. НЕправильная фазировка сильно расширяет сцену. Казалось бы, что плохого, ура, сцена уехала за боковые стены. В первый момент слушается эффектно, прикольно. Во второй начинаешь понимать, какую цену за это заплатил. А цена неподъемная - размазывание в кашу по фронту и потеря точечности образов. При том, что шириной сцены при необходимости в дальнейшем можно варьировать с помощью кучи других приемов в разных местах тракта и КДП, а вот локализацию, убив в одном месте, потом никакими ухищрениями не оживить. Поэтому для меня критерий правильной фазировки - максимальная точечность локализации. Если при этом слегка поджимается по ширине сцена - это не смертельно и поправимо. Наглядно демонстрирует похожий эффект Чески на своем диске Chesky Records Jazz Sampler & Audiophile Test Volume 1, треки с Polarity Test #1 и #2.