Вы не вошли.
Если хотите аргументы, то моё мнение, что звук в концертном зале на первых рядах и на балконе, несмотря на абсолютную непохожесть АЧХ и уровня звукового давления в месте прослушивания не требует тонкомпенсации, т.к., имхо, доносит музыкальный смысл. То же верно и для хорошей звуковоспроизводящей аппаратуры.
Звук в концертном зале не требует тонкомпенсации из-за правильно выставленного уровня громкости . Не важно - это живые инструменты или усиление. Но - в первых рядах (возле колонок) обычно бывает чересчур громко.
Саша
Вне форума
Я чуть не об этом. Озвучивание помещений тоже искусство и при этом, конечно, стремятся добиться диффузного поля. Но на практике это далеко не всегда удаётся, что не препятствует нашему восприятию естественности звучания.
Александр
Вне форума
Ну - концертный зал - дело довольно сложное. Хотя, согласитесь, когда не хватает какого то диапазона АЧХ или резко неправильная громкость - оно воспринимается не особо естественно...
Саша
Вне форума
Согласен, даже больше. Как только обращаешь внимание на диапазон АЧХ - звук уже неестественный, для меня.
Я вижу (мой скромный опыт) такое развитие звуковоспроизводящего тракта в части высокой верности:
1. Сбалансированный звук (все диапазоны АЧХ субъективно одинаковы, не выпячены по отношению друг к другу). Звуки слушателю кажутся естественными и обращают на себя внимание богатством и красотой обертонов и мелкими ньюансами.
2. То же, только звуки заменяются муз. инструментами в наших ощущениях при прослушивании. И слушатель любуется исполнительской манерой талантливых музыкантов/певцов и звучанием инструментов.
3. Партии музыкальных инструментов сливаются воедино - и превращаются в музыку, которая для слушателя, при определённом мастерстве исполнения, воспринимается единым целым, непосредственно преобразовываясь в эмоции. При этом тяжело оценить "правильность" АЧХ на слух, т.к. мозг находится в музыкальном трансе .
Тонкомпенсация может воспрниматься комфортно лишь на первом этапе приведённой выше градации.
На более высоких этапах она воспринимается слушателями отрицательно.
Александр
Вне форума
Тонкомпенсация может воспрниматься комфортно лишь на первом этапе приведённой выше градации.
На более высоких этапах она воспринимается слушателями отрицательно.
Передам свои личные ощущения. Когда музыка звучит тихо и не скомпенсированы НЧ (в меньшей степени - ВЧ) мозг не воспринимает ньюансы воспроизведения тарелок, больших барабанов, бас гитары и т. п. Соответственно - возникает неудовлетворение: чего то не хватает. Появляется желание компенсировать недостаток.
Саша
Вне форума
Когда музыка звучит тихо и не скомпенсированы НЧ (в меньшей степени - ВЧ) мозг не воспринимает ньюансы воспроизведения тарелок
Это всё так, только когда музыка звучит слитно (впрочем только тогда и понимаешь, что называется музыкой) мозг вообще не воспринимает частотные диапазоны, независимо от их нескомпенсированности.
Звукорежи говорят, что ниже 100 Гц и выше 8 кГц (по-моему), вообщем, скажу по-другому: завал на краях звукового диапазона на лишние 6 дБ не является разрушительным для музыки. Но с другой стороны, переместив регулятор темроблока на меньшую величину мы это отчётливо слышим. Я долго старался понять это, как казалось, противоречие, пока не прошёл тот путь, что описал в предидущем посте.
Я не утверждаю, что при тихой громкости воспринимаю весь частотный диапазон - это абсурд, НО дискомфорта, который испытывал раньше, НЕТ.
Александр
Вне форума
А как быть тогда с реально измеренными данными, что ухо не слышит НЧ ниже порогового уровня громкости? Допустим - мы слушаем на уровне -20Дб. Соответственно - НЧ сигналы просто не воспринимаются слухом. Т. е. - некоторые аккорды бас гитары или синтезатора мы вообще не слышим (добавить к этому ещё завал АЧХ АС). Мысленно представлять, что "там, по идее, есть ещё такие то ноты" и на этом себя успокаивать? Завал то будет, децибелл 20, но ни как не 6.
Саша
Вне форума
Конкретно, для уровня громкости 70 фон (-20дБ относительно 90 дБ), во-первых ограничение НЧ диапазона происходит на частотах 40-50 Гц (при нетонкомпенсированной АЧХ) из-за шумов помещения. Внося коррекцию для тех же 40-50 Гц, основываясь на кривых равной громкости (Флетчера-Мансона) приведённых к тем же опорным 90 дБ, получаем её значение плюс 11-12 дБ с наклоном 3 дБ/октаву. Это сильно искажает огибающую спектра муз.инструмента и приводит к разрушению целосности его восприятия.
К завалу АЧХ на НЧ у АС это не относится.
Хотя в помещении он не такой уж и критичный, ну... с натяжкой...
Нет, ну литавры я слышу - тока тихо
Такие у меня мысли на этот счёт.
Александр
Вне форума
Евтихий Онучин пишет:А с "повторяющимся" представлением, что тонкомпенсация нужна для "компенсации некачественности звуковоспроизводящей аппаратуры", а не для компенсации (при желании слушателя, конечно) объективных свойств человеческого слуха, можно только поздравить!
...ваш надрывный тон мне понятен и я не обижаюсь…
Ну, конечно! А на мой посыл о том, что для электрических и механических устройств абсолютно бессмысленны «представления» о «музыке», «аплодисментах», топоте, рокоте и какой угодно «лирике»:
А если НЕ музыку? Я вообще-то оперирую понятием «звуковой материал»: аппаратуре человеческие определения до лампочки...
Ваше «опровержение»
Правильно, для музыки ТК не нужна, а когда аппаратура её превращает в "звуковой материал", то такая аппаратура до лампочки мне...
конечно, было верхом корректной аргументированности… Надо было опровергнуть – опровергли бы…
Это так, к слову…
…Сейчас, кстати, продаю прецизионный эквалайзер. Его фильтрами можно настроить ТК в пределах среднеквадратичного УЗД 60...110 дБ. Задокументированные положения регуляторов для разных линий тональной компенсации с шагом в 10 фон приведённых к 90 дБ прилагаются. Вам не надо?
Насчет того, понадобится ли мне эквалайзер (у меня сейчас их два) (как и устоявшаяся методика ТК для моих целей), пока не знаю. Но было бы интересно узнать, что имеется в виду под «линиями ТК», «приведенными к 90 дБ». Я уже столько высказал о том, к чему только могут быть приведены параметры ТК – а именно к отличию фактического уровня ЗД электроакустического прослушивания любого звукового материала в месте слушания в данный момент от его условно «натурального» уровня… Проблема, естественно, осложняется в случае измененного (если измененного, то практически всегда сжатого) при передаче ДД источника. Но это – особая тема, и она, как мне думается, равно актуальна для любых характеристик временнОго усреднения УЗД сигнала.
Вне форума
Заставить корректно (хотя бы субъективно) тонкомпенсацию можно только на отдельном альбоме или даже треке...
Золотые слова!
Чего там звукорежи чудят с записями непонятно, отличается не то что тональный баланс, но и уровень до 12дБ...
Дело даже не в том, что уровень (в специфических dBFS, особенно вошедших в моду с цифрой) гуляет, как Вы написали, до 12 дБ, а в том, что при этом (и даже в случае «идеальной» «нормализации») очень сильно отличающиеся по средневзвешенному уровню ЗД источники (напр., «разговорное» напевание под акустическую гитарку и симфонический оркестр) могут быть, и нередко бывают выведены в эфир или на носитель на весьма мало отличающихся уровнях! Распространенный пример – сопровождение «ведущим» или диктором и даваемый тут же материал с любыми «натуральными» уровнями, вплоть до фортиссимо оркестра. Представьте себе, как речь ведущих была бы слышна, если бы не давалась на десятки дБ выше, чем «надо» по сравнению с оркестром! Тут и приходится жертвовать тональным балансом речи ведущих, так как вряд ли возможно каждые несколько минут «перебрасывать» параметры ТК, по крайней мере, в рамках сравнительно однородной программы… Тем более это абсурдно при пользовании какими-то «народными» тонкомпенсаторами с жестко «врезанными» в регуляторы громкости наборами частотно-зависимых цепей, которые сами по себе уже не дают никакой возможности учесть разницу «натурального» и реально слушаемого на аппаратуре уровней конкретного источника. Кроме редких случаев случайного (не могу обойтись без тавтологии) совпадения.
Поэтому никогда ей (тонкомпенсацией) не пользуюсь, поэтому же считаю необходимым наличие темброблока...
Это (то есть оба эти органа) совершенно друг другу не мешают и не исключают!
…А ведь делал когда то в предваре нормирующий регулятор и отказался от этой затеи.
А вот это тоже было бы очень интересно узнать подробно, а отсюда и почему отказались.
Вне форума
[ Сгенерировано за 0.035 сек, 8 запросов выполнено - Использовано памяти: 634.74 Кбайт (Пик: 685.11 Кбайт) ]